Социал-демократическая партия Кыргызстана
НАДЕЖНАЯ ОПОРА

А.Карашев: «Прошедшие 7 лет после перехода к парламентской форме показали, что этот способ госустройства уже сегодня оправдывает себя»

     15 -16 мая в штаб-квартире Межпарламентской  Ассамблеи СНГ (МПА СНГ) в г.Санкт-Петербург прошла 14-я Европейская конференция органов, ответственных за организацию выборов «Эффективные избирательные органы и демократические выборы».

      В работе данной конференции принял участие депутат парламентской фракции СДПК, член Комитета по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту Жогорку Кенеша Аалы Карашев.

Текст выступления:

Уважаемый Генеральный секретарь

Совета Межпарламентской Ассамблеи!

Уважаемые участники конференции!

     Позвольте от имени Жогорку Кенеша Кыргызской Республики поприветствовать вас и выразить благодарность организаторам за приглашение. В своём кратком выступлении хотел бы поделиться опытом подготовки и проведения выборов и референдумов в Кыргызстане.

     Кыргызской Республике присущи две важные характеристики, которые выделяют нашу страну не только среди стран Центральной Азии, но и СНГ. Речь идёт об опыте построения развитого парламентаризма и использования современных технологий при организации электорального процесса. В 2010 году Кыргызстан, по итогам всенародного референдума, принял новую редакцию Конституции, тем самым провозгласив себя страной с парламентской формой правления. Вопрос этот был непростым. Имелись как сторонники, так и противники перехода к парламентской форме.

     Сторонники полагали, что настало время для политического обновления и внедрения таких механизмов власти, которые бы усиливали неразрывную связь государства и народа. Были и противники парламентской формы правления, которые опасались непрочности такого коллективного способа организации управления в стране, «размытости» ответственности при принятии решений. Прошедшие 7 лет после перехода к парламентской форме показали, что этот способ государственного устройства уже сегодня оправдывает себя. И что опасения в непрочности парламентаризма не подтвердились.

     Обновлённая система управления страной получила ряд преимуществ перед старым способом организации власти. Усилился парламентский контроль за результативностью деятельности исполнительной власти. Новое дыхание обрели политические партии, которые сейчас чувствуют высокую ответственность перед избирателями. Апробацию прошли такие неотъемлемые элементы парламентаризма как пропозиция и оппозиция, а Конституция закрепила понятия коалиции большинства и оппозиционного меньшинства.

     Благодаря введённым и апробированным политическим инновациям Кыргызстан стал единственным образцом страны с парламентской формой правления среди стран Центральной Азии. Соответственно, с переходом к парламентской форме правления, потребовалось осуществить изменения и в электоральных подходах.

     Это понятно, поскольку парламентаризм базируется на выборах, и, если мы хотим получить состав парламента, который отражает интересы населения, то нам необходимо создать по-настоящему качественные, прозрачные и действенные механизмы выборного процесса.

     В главном государственном документе - Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики, перед государством была поставлена задача по проведению свободных, справедливых, прозрачных и честных выборов.

     Не скажу, что такая электоральная система была построена молниеносно. Мы изучили мировой опыт, и, на первых порах, пытались использовать разные технологии. На ранних стадиях реформирования избирательной системы, ещё с 2005 года, мы использовали маркировку пальцев. Сначала - невидимыми чернилами, которые можно было разглядеть лишь в свете специальных ламп. Затем на президентских выборах, в 2011 году, была использована уже маркировка видимыми чернилами. Это дало определённые результаты в обеспечении чистоты процессов, минимизации административного влияния на ход голосования. Были и противники таких подходов. Во-первых, недовольство проявляли многие избиратели, поскольку чувствовали, если не унижение, то определённый дискомфорт от маркировки. Во-вторых, парламентарии считали, что маркировка не исключает полностью субъективный фактор при организации выборов, позволяющий допускать двойной подсчёт голосов. Необходимо было вернуть доверие граждан к выборам. Именно по этой причине Кыргызстан пошёл на значительные затраты, но внедрил способ голосования с использованием биометрических данных.

     Добиваясь решения задачи создания эффективной электоральной системы, усилиями представителей законодательной, исполнительной власти и Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики была разработана и внедрена новая Модель избирательного процесса с использованием современного технологического оборудования для идентификации избирателей и обеспечения автоматического подсчета голосов избирателей.  Модель избирательного процесса с использованием инновационных технологий была утверждена Решением Национального совета по устойчивому развитию Кыргызской Республики от 25 апреля 2014 года.

     Принятое политическое решение предполагало внесение соответствующих изменений в законодательство КР, в том числе в избирательное законодательство. И эти изменения были сделаны парламентариями в сотрудничестве с другими государственными органами и при активной поддержке гражданского общества. В том числе был разработан и принят Закон Кыргызской Республики «О биометрической регистрации граждан Кыргызской Республики» от 14 июля 2014 года.

     Первым этапом реформирования избирательного законодательства стало принятие изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики». Позднее изменения были внесены в Закон Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей» и конституционный Закон Кыргызской Республики «О референдуме Кыргызской Республики».

     Таким образом, на выборах в Жогорку Кенеш в 2015 году и на прошедшем в 2016 году референдуме Кыргызской Республики были использованы современные технологии, которые исключили возможность голосования за другого участника выбора и обеспечили достоверность учета голосов граждан.

     Использование этих электронных технологий, сделало процесс всенародного голосования прозрачным, повысило доверие граждан страны к его результатам.

     Международные наблюдатели отмечали, что референдум по внесению изменений в Конституцию Кыргызской Республики, состоявшийся 11 декабря 2016 года, прошёл успешно, в спокойной обстановке в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

     Они также обратили внимание на хорошую организационную подготовку выборов. Говоря об оценке международных наблюдателей итогов выборов в Кыргызстане, хотел бы также сказать, что 12 апреля 2016 года, об этом было упомянуто на Сеульском международном форуме по совершенствованию избирательных систем. В своей речи Генеральный секретарь Всемирной ассоциации избирательных органов господин Ким Ёнг Хи обратил особое внимание, что прошедшие в октябре 2015 года парламентские выборы в Кыргызской Республике впервые были проведены с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий. По его мнению, в результате этого обеспечены честные и справедливые выборы, достигнута прозрачность при голосовании.

     Позитивное влияние новых избирательных технологий в Кыргызстане признают и многие другие иностранные наблюдатели и эксперты.

     Сегодня, на этой конференции, у нас есть возможность обсудить опыт избирательных кампаний как в Кыргызстане, так и в других странах, роль законодательства и внедрения новых технологий в выборный процесс.

     Надеюсь, что наши обсуждения послужат посылом к разрешению современных вызовов и станут существенным вкладом в укрепление и расширение сотрудничества и партнерства.

      Со своей стороны, хотел бы заверить, что Кыргызская Республика не только открыта для освоения перспективных инноваций, но и для того, чтобы поделиться нашим опытом.

     Желаю всем плодотворной работы!